Холобиология и Проект "Европейская Йога"

Холобиология и Проект "Европейская Йога"

Владимир А. Шестухин

Научный путь и Йога Холобиология (продолжение)



До настоящего момента я использовал термин и понятие «трансперсональная психология» исходя из того лишь факта, что современная научная общественность, если и знакома со сферой холотропного опыта, то вероятно лишь ассоциируя его с трансперсональной психологией и такими именами как Станислав Гроф, Кен Уилбер, Чарльз Тарт и другими «трансперсоналистами». Моя действительная точка зрения состоит в том, что трансперсональная психология, как научное направление, представленное конкретными лицами, определённой концептуальной базой и методологией не является уникальным явлением даже в смысле начала изучения сферы соответствующего опыта. Во времена формирования научного подхода к постижению мистического и духовного измерений человеческой психики и как следствие интегральной реальности, существовали и другие научные школы со своими представителями, методами познания и трактовками опыта. Одним из известных примеров принципиально другого подхода к тому же кругу явлений может служить Джон Каннигам Лилли. В действительности их было много и остаётся много, по сей день, но не обзор всевозможных школ и подходов является предметом данной работы. Стоит признать, что ввиду определённых исторических причин и акцентов, поставленных различными группами исследователей, трансперсональная психология получила наибольшее распространение и известность как научное направление, изучающее сферу холотропного опыта. Поскольку же нас интересует сам холотропный опыт, а не исторически сформировавшаяся концепция то я предпочитаю более не использовать словосочетание «трансперсональная психология», несмотря на то, что понятие «холотропный» ввел никто иной, как Станислав Гроф – отец основатель трансперсональной психологии.

В то же время как представитель и разработчик собственной концепции, и исследователь сферы холотропного опыта, а так же как приверженец определённой методологии я заинтересован в её развитии и распространении и потому предпочитаю использовать свои собственные названия и терминологию.

Хорошо известен тот факт, что Йогу часто называют наукой, а не учением, доктриной и т. д. Многие, вероятно, полагают, что, это в той или иной степени вольность. Но если хорошо разобраться, положившись на точные определения, то оказывается, что Йога является наукой в самом буквальном и строгом смысле этого слова. Для начала давайте дадим точное определение тому, что такое наука. Скорее всего, здесь уже могут появиться разногласия, но мы всё же попробуем. Исходя из разделяемой мною точки зрения, наука это сфера жизнедеятельности, являющаяся продолжением практики повседневного познания, простирающаяся далеко за пределы непосредственного повседневного опыта и в тоже время отвечающая определённой организованности, в противоположность обыденному познанию. То есть наука это целенаправленное (не стихийное и не пассивное), организованное познание, заключающееся в создании вербальных, математических и прочих метафор непосредственного опыта, обусловленном существующей системой понятий и философией, а если быть более точным в терминологии – то парадигмой (термин, веденный Т. Куном и ставший общеупотребительным в современной философии науки). Если теперь сопоставить данное определение с Йогической практикой, то становится понятным, почему Йогу можно называть наукой. Древние Йоги экспериментировали с собственным телом, психикой и восприятием. Они тщательно систематизировали полученные данные и создали впечатляющие концепции и методологии познания. В дальнейшем, используя доведённую до совершенства методологию, они смогли постичь само устройство вселенной, фундаментальные законы природы, а так же устройство человеческого существа, на биологическом и психическом уровнях. При этом единственным инструментом познания у них было их собственное восприятие. Без телескопов и сложного математического аппарата, а лишь манипулируя собственной психикой и восприятием, они постигли всё то, что лишь начинает постигать современная астрофизика и космология, подтверждая истинность всего того, что несколько веков известно Йогам. По этому поводу хочется зацитировать кусочек из учебника В. В. Горбачева «Концепции современного естествознания».

В спектре неравновесных излучений любого биологического объекта имеются электромагнитные излучения всех частот, в том числе и радиодиапазона (ВЧ, СВЧ, КВЧ). Так, сердце можно рассматривать как поляризационный генератор СВЧ-волн. В процессе сокращения в нем, как в пьезоэлектрике, возникают высокочастотные колебания. СВЧ-поля распространяются по кровеносным сосудам, как по диэлектрическим волноводам. Так как проводимость стенок невелика, поля могут выходить за стенки такого кровеносного волновода при сгибах сосудов или изменении их диаметра, например, при образовании холестериновыхотложений.

Это “просачивание” поля наружу сосудов может приводить к возникновению электромагнитных волн во всём организме и в том числе стоячих волн. В рост человека укладывается одна длина такой волны, от сердца до пальцев – ? волны, до головы – ? волны. Имеются также сведения, что экстремумы в распределении электрических и магнитных полей соответствуют так называемым чакрам – согласно терминологии восточной медицины и представлениям Йоги. Если учитывать, что размеры человеческого тела разные, то как утверждают экстрасенсы, у каждого человека свои чакры. В связи с этим можно предположить, что Йогами, неизвестно как (!?), но была изучена структура электромагнитных полей человека.

Йоги говорили на более символическом метафорическом языке, нежели современное естествознание с её математикой. Они создали поистине впечатляющие физиологические концепции, вся глубина и эффективность которых только начинает осмысляться европейским биологическим сообществом, особенно биологами–кибернетиками, биофизиками и нейробиологами. Но Йоги использовали методы познания непостижимые для материалистического мышления запада, воспитанного на натуральной философии Ньютона и Декарта, и потому не могли быть им восприняты как научные и объективные (не фантазийные), отсюда и появилось в вышеприведённой цитате «неизвестно как». Сегодня наше мнение, а пожалуй и убеждённость, таково, что нам «известно как». Мозг – это совершенный, универсальный, мультирежимный измерительный прибор и математический аппарат, созданный самой природой, и с его помощю природа сама выступает в роли учёного, точнее деятеля от науки – практика и теоретика. Предположительно также, что все те приборы которые человек создаёт для науки, а точнее их принцип и устройство изначально заложенны в его собственном мозге, а развитие математического аппарата современной, например, физики – это продвижение в познании механизмов работы мозга, восприятия и обработки информации. Пожалуй, высказывание Макса Планка о том, что «человек мыслит законами природы» выражает глубокое понимание данной проблеммы великим физиком.
Долгое время западная наука не видела в Йоге не то, что универсальной методологии познания, а зачастую считала фокусничеством. В лучшем же случае Йога представлялась неким религиозным учением и системой развития экстремальных возможностей человеческого организма. Европейцы фиксировали способность Йогов долго лежать на гвоздях или стекле, способность долго оставаться без пищи и воды, способность надолго останавливать дыхание и контролировать прочие автономные функции тела. Но, совершенно не понимая значения того, свидетелями чего они становились, они расценивали это как некие специфические достижения - конечные результаты Йогической практики и приравнивали их к факирству. Конечно, подобные эффекты были некоторым исследованием и демонстрацией возможностей организма, но главное было в другом. Дело в том, что такие практики как контролируемое болевое воздействие, ограничение пищи, управление дыханием и т. д. являлись не конечными результатами, а составными частями единого тренировочного процесса вместе с концентрацией внимания и гимнастикой Хатха-Йоги. Процесса, по мере которого Йогин овладевал информационной системой - когнитивным органом, которым является весь наш организм во главе с мозгом. В частности, используя контролируемое болевое воздействие, практикующий добивался интенсивного выброса особых веществ – эндорфинов (внутренних обезболивающих) в головном мозге, которые так же вызывали сильный психотропный эффект, что приводило к изменённым состояниям сознания (ИСС). А о связи психических процессов и дыхания многие из нас знают не понаслышке из собственного повседневного опыта. Именно изменённым состояниям сознания отводится ключевая роль в науках изучающих холотропный опыт.

Холотропный опыт - это опыт психического переживания реальности, в корне отличающийся от того, что известно о мире, психике и реальности подавляющему большинству европейцев. В холотропном состоянии сознания человек в частности может почувствовать себя определённым растением и узнать о нём больше чем опытный ботаник. Человек может почувствовать себя всей биосферой планеты и «на собственной шкуре» понять законы её бытия, заменив тем самым годы экологического образования и более того, получив неоценимый духовный урок. В конце концов, человек может убедиться в существовании творческого принципа вселенной – космического сознания, Бога. Так же возможно отождествление с другими людьми с познанием деталей их жизни, что объясняет феномен ясновидения, телепатии и т. д. (Не знакомых же с подобными фактами отсылаю к книгам Станислава Грофа.) На этом уровне становится понятным, каким образом древние Йоги, смогли создать космологию, которую только сегодня начинает пере открывать астрофизика. Само же слово «холотропный» происходит от двух греческих слов holos – целое и trepien – движущийся по направлению к (ч. л.), ориентированный на (ч. л.). Таким образом, холотропное состояние сознания это состояние в котором сознание более целостно, либо состояние, в котором человек получает переживания, ведущие к более целостной картине реальности. Здесь подразумевается, что воспринимаемое нам как собственный разум в обычном состоянии является лишь фрагментом бесконечного поля сознания тождественного всей вселенной во всей её протяжённости во всех измерениях. Переживая же и познавая другие аспекты этого целостного сознания, отличные от того, что мы называем собственной личностью мы движемся в направлении целостности, единства – мы совершаем единение (Йогу). С одной стороны мы познаём мир, реальность, вселенную, природу, с другой же мы растём и развиваемся духовно. Вот почему Йога, что переводится с праязыка всех европейских языков, как единение является не только наукой, но также и системой духовного совершенствования. Духовный рост и познание, влияющее на наше понимание мира, себя, на наши чувства, образ жизни, ценности и поведение, целостность и как следствие истинность взглядов и представлений суть одно и то же.

В европейской цивилизации всегда было так, что наука определяла общественное сознание и стиль мышления, не религия как на востоке, а именно наука. На востоке религия, на западе наука. Сегодня информационный и культурный барьер между западом и востоком пал. Так пусть падёт и барьер между духовностью и научностью, между восточным и западным подходами, между стилями мышления. Пусть произойдёт единение. Благо наша европейская научная база сегодня уже позволяет нам это осуществить – дело осталось за умами и языками. Сегодня, когда становится понятно, что лишь познание, меняющее не только технологический уровень цивилизации, но и нашу внутреннюю суть даёт нам шансы на выживание, наука должна прекратить быть абстрактной и всеобщей она должна стать личной, тем самым, повлияв на качество знания и моральный облик её творцов. Должно произойти единение между теорией, методологией, задачами и направлением развития и личным переживанием – между профессией и повседневностью. Наука должна трансформироваться в Йогу. По крайне мере я говорю о тех науках, которые определяют общественное сознание, и как я уже отмечал, на мой взгляд, это науки о мире, о природе, о космосе и об обществе. Это все те науки, которые должны составить каркас холобиологической парадигмы. Холобиология не отделима от Йоги, Йоги как методологии научного познания. То, что я называю Европейской Йогой должно стать равноправным партнёром, того, что мы привыкли традиционно понимать под Европейской наукой. Европейская наука подлежит глубинной трансформации, и ей же подлежат и методы познания и философия науки. Фактор холотропного опыта не может не войти в научную практику в качестве решающего фактора. И я предлагаю назвать систему управления и овладения холотропным фактором Европейской Йогой, определив ей роль орудия познания в сердцевине холобиологической парадигмы.

В то же самое время люди, желающие серьёзно практиковать Йогу теперь могут, базироваться на вполне доступном знании и надёжной его основе, принимая участие в его развитии. Я не хочу сказать, что индийская Йога это что-то не надёжное. Просто культура, в которой развивалось это знание (эта методология) отделена от нас огромным пространственным, временным и смысловым расстоянием и чтобы постичь древнюю Йогу надо войти в её культуру, что, на мой взгляд, совершенно неоправданно. И даже если кто-то сумеет это сделать, то он окажется перед выбором выпасть из современной культуры и стать отшельником, «психом», или же представителем некоторой индо-йогической субкультуры, и как второй вариант прийти опять же к Йоге Европейской через переосмысление и интеграцию древней йоги на европейской культурно-интеллектуальной базе.

Итак, холобиология и Европейская Йога – теория, концепция, парадигма и практика, методология, личное переживание. Объективное, математическое, интеллектуальное и субъективное, визионерское, эмпирическое. Конечно, и в холобиологии без йоги, может быть, и будет много эксперимента, много практики и открытий, как, например, в физике или биологии. Да и в йоге обязательно есть моменты почти не имеющие отношения к науке – личные прозрения, понимание своей судьбы, счастливые переживания и кризисы духовного развития. Но две эти системы взаимосвязаны теснейшим образом. Если холобиология это система знаний, продолжающая естественнонаучную традицию запада на качественно новом уровне, то Йога как научная практика – явление совершенно новое для западной цивилизации. Основное, что мы должны уяснить так это то, что практикующий Йогу это автоматически деятель науки, учёный, тем более, если мы говорим о практике Европейской Йоги, которая для осмысления опыта и практики использует европейско-научную понятийную и концептуальную базу. Холобиология же является научной базой, парадигмой полностью совместимой с практикой йоги, и более того интегрированной на холотропном опыте, системой управления которым собственно и является Йога.

Конечно же, я не предполагаю, что любой ученый, ознакомившийся с Йогой и убедившийся в её научной состоятельности и эффективности, примется постигать это непростое когнитивное искусство и овладевать его методологией. Но я более чем уверен, что по мере распространения Европейской Йоги в интеллектуальной среде научного сообщества и всё большей её концептуальной и методологической проработанности, желающих владеть этим универсальным инструментом будет всё больше и больше. Ведь Йога не только открывает доступ к холотропному опыту и предоставляет методику его освоения, но и повышает общую когнитивную эффективность практикующего, позволяя «строить свой собственный мозг» в любом необходимом направлении, поддерживать максимальную работоспособность и практически идеальное здоровье. Таким образом, я определяю Йогу с одной стороны как методологию научного познания сферы холотропного опыта, а с другой стороны как систему когнитивной тренировки и, возможно даже, как когнитивный спорт, (нейроспорт) где различные научные школы и коллективы сродни спортивным командам, соревнующимся на стадионе науки. Полагаю, что многие гении в истории науки были гениями от природы не в русле своей науки, а именно в том, что стихийно овладели неким эквивалентом Йоги и сделали собственноручно свою научную гениальность. В то же время Йога сама по себе может быть предметом научного познания и потрясающе богатым источником опыта, не только со стороны холотропных переживаний, но и со стороны самого процесса, самой методики. Она несёт в себе огромный эмпирический потенциал для таких наук как нейробиология и кибернетика, биохимия, биофизика и смежных направлений в биологии и когнитивных науках. Я предполагаю большой прогресс в сфере когнитивных и биологических наук, при их обращении к изучению методологических аспектов Йоги и вопроса совершенствования теории и практики самой её технологии. В действительности я не вижу ничего, что есть в трансперсональной психологии и не было бы в Йоге, но я вижу в Йоге многое из того, чего не достаёт в трансперсональной психологии. В связи с этим я вижу необходимым представить «исправленный» вариант схемы взаимосвязей научных направлений в холобиологической парадигме.

Я вижу также, что новый подход в науке, интегрированный с технологией холотропного познания, должен привести к совершенно новой динамике научно-исторического процесса. Моя страсть к науке и моя страсть к Йоге привели меня к совершенно уникальной технологии познания. Я познаю мир медиационно, затем я изучаю существующие теории, позволяющие мне объяснить мой собственный опыт. Я изучаю современные теории и создаю их сам, затем я погружаюсь в медитацию – в опыт холотропного исследования и ищу этим теориям эмпирическое подтверждение. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что я не один в этом и рано или поздно все мы узнаем, друг о друге и станем столбами, на которых будет воздвигнуто здание новой науки. Науки, которую я предлагаю назвать: «холобиология». Йога как когнитивная технология и вся современная концептуально-теоретическая база, как естественнонаучная, так и гуманитарная, в синергизме должны привести к совершенно неожиданным эффектам. В истории европейской науки ещё не было подобного равноправия и сотрудничества таких в корне отличающихся подходов к познанию. Да и уровня развития научного знания доступного каждому человеку, который собственно и привёл к возможности слияния этих подходов, не было никогда. Не было и такого информационного единения всего человечества. Перемены, произошедшие в европейском мышлении, быте и культуре за последние два века повергают в трепет при глубоком их осмыслении. Перемены же ожидающие нас в ближайшем будущем, пожалуй, даже невообразимы. И напоследок давайте представим, включив здравый смысл, основанный на новом понимании, какие прорывы в технике, космонавтике, информационных технологиях, астрономии и прочих науках нас могут скоро ожидать, благодаря научной трансформации и в связи со всем выше сказанным. И что самое важное благодаря «переживательному» и духовному (экологическому) аспектам Йоги у нас будет больше шансов распорядиться знанием правильно. Лишь по странному недоразумению духовность и наука могли пойти по разным путям и потерять друг друга из виду.

У многих, вероятно, возникнет мысль, действительно ли Йога это научная практика в любом своём проявлении и всегда. Мой ответ будет – да! Конечно же, существуют люди практикующие Йогу лишь на любительском уровне или для поддержания здоровья. Но ведь, во-первых, они в любом случае увеличивают свои познания, хотя бы о теле или устройстве ума, а во-вторых, не каждый из нас посвящает всю свою жизнь науке, в то время как физику, химию, биологию, историю и математику в минимальном объеме изучает в школе сегодня каждый. Без среднего образования сегодня невозможно даже адекватно мыслить. Так что наука буквально пронизывает всю нашу жизнь. А если же говорить вообще о познании, то собственно из него, то жизнь и состоит. Оно то и является её сутью и смыслом. Пожалуй, введение неизбежной духовности в научную практику, и «организованного познания» - Йоги в повседневную жизнь общества должно облагородить наш мир и сделать людей счастливее, а значит и здоровее. Так что за Йогу и за науку, точнее за их счастливый альянс! Хотя как я уже говорил - Йога это тоже наука! За Европейскую Йогу, Ом!

* * *

Наука и культура это так или иначе обобщенный интелект человечества, культура же в частности затрагивает также эмоциональную и духовную сферы.

Под натиском времени, под натиском новых знаний и неизбежности обобщенный мозг человечества претерпевает колоссальную эволюцию, как колличественную, так и качественную. Включенность же в этот процесс обычных граждан оставляет желать много лучшего. Они попросту не успевают и выпадают из потока глобальных перестановок, глобальной эволюции и оставаясь в прошлом веке, мысля по старому и все более теряя какие либо нити смысла. Ибо их культурная жизнь угасает - старая уже не дает того заряда и повода, а новая для них почти недоступна.

Йога же может стать тем инструментом, который ускорив персональную эволюцию и увеличив информационно-пропускную способность каждого вывести частный, обывательский уровень на взаимодействие с современной общечеловеческой культурой и интелектом (наукой), на взаимодействие с «общечеловеческим мозгом».

Все мы существуем в едином научно-интелектуальном и культурном поле. Каждый из нас несет в себе часть науки и часть культуры. Все мы имеем к ним отношение, ибо из них и формируется наша индивидуальная психика. Каждый человек это микромодель человечества. Но сегодня зачастую модель неадекватная, поскольку является моделью прошлого и устаревшей эволюционно.

Вчера что-то мы знали, чего-то не знали, а что-то знали неверно. Сегодня мы знаем больше, знаем то, что не знали вчера, то что знали вчера невернотеперь возможно к истине ближе. Появились новые направления, течения, культурные формы.

Человек выживает если он адекватен и ориентируется в окружающей среде, “резонирует современным энергиям” и вовлечен во всеобщий процесс. Раньше достаточно было быть вовлеченным в современность собственной родины и своего народа, сегодня же - всего человечества.

Окружающая среда человека это в первую очередь среда социальная и культура. Сегодня западная культура построена на науке. Наука вплетена в саму суть нашего (западного) мышления. Многие возможно этого не осознают, но вне науки мы даже не способны адекватно мыслить, не говоря уж о культуре в целом.

Сегодняшнее научно-интелектуальное и современно-культурное поле в своем развитии оторвалось от повседневной жизни простых людей. Вернее простые люди, в большинстве своем,выпали из общего ритма, обусловленного современным положением вещей. Они живут в мире, которого уже в некотором смысле не существует и что самое страшное, пытаются воспитывать своих детей в нем же.

И именно йога как индивидуальная когнитивная практика, если хотите индивидуальная научная практика и когнитивная тренеровка может дать людям тот шанс, который им так необходим. Именно йога - как инструмент управления когнитивным процессом даст людям шанс осознаться в современном мире и сонастроиться с его ритмами и динамикой. Но что-бы люди могли воспользоваться этим шансом, этим инструментом, он должен стать доступным и вызывать доверие, не потеряв своей эффективности, а скорее приумножив ее.

Йога должна стать Европеизированой и Европейской! Она должна быть интегрирована на научном мышлении - вообще на науке. И только так она станет доступной любому более или менее образованному представителю западной цивилизации, и не будет восприниматься как некая экзотика, учение, религия и т. д., чем собственно она не является. Возможно, она даже станет нормальной, повседневной, жизненноважной практикой в новом тысячелетии.

Йога - это не учение и уж не в коем случае не традиция, тем более религиозная, оккультная и т. п. Йога - это система знаний и методов, а Европейская Йога - научных знаний и методов, разработаных на научной основе, позволяющая любому обратившемуся к ней человеку взять собственную эволюцию в собственные руки и эффективно развиваться в любом направлении, в любых пределах или же минуя их и отказывая им (пределам) в существовании.

Долой Владычество и невежественность обывателей! Да здравствует новое красивое человечество и духовность, осознанная эволюция, личная ответственность, разум, свобода воли и действий, здоровье, любовь и счастье. Ом!

Рекомендуемая литература:

1) Станислав Гроф «За пределами мозга», «Холотропное сознание», «Космическая игра», «Психология будущего» издательство трансперсонального института, Москва.
2) Фритьоф Капра «Дао физики», «Скрытые связи»
3) Джон Каннигам Лилли «Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера» София, Киев.
4) Алан Уотс «Природа, Мужчина и Женщина» София, Киев.
5) Теренс Маккена «Истые галлюцинации» издательство трансперсонального института.
6) Валерий Аверьянов (Мастер Вар Авера) «Азбука русской Йоги», «Санс-энергетические возможности живой материи», «Тантра - Йога и Европейская сексология»
7) Хариш Джохари «Инструменты для Тантры; Чакры» София, Киев.
8) Мирча Элиадэ «Йога» София, Киев.
9) Даниил Андреев «Роза Мира» (в особенности книги I и II).

 

Владимир А. Шестухин
Первое марта 2006 года.

 

Написать нам - buagir@nm.ru

Hosted by uCoz